sad3@kostjukovichi.edu.by

+375 22 45 23837

04.12.2020

Дошкольники в мире экономики

   Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

 Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Можно! Это доказывают специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо!  Дошкольники не понимают, что, например, купить  модное и дорогое платье или другой дорогостоящий товар семья не всегда может. Им просто не понятно, почему у Маши есть, а у меня нет.

Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей.

  Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №3 «Колосок» г. Костюковичи».  С 2017 года учреждение дошкольного образования являлось участником республиканского экспериментального проекта «Апробация методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». Формирование основ экономической культуры в ходе экспериментальной деятельности осуществлялось по экспериментальной программе «Афлатун».    Программа реализовывалась в течение трех лет.

С текущего учебного года в учреждении дошкольного образования начата работа по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».  В инновации участвуют педагогические работники, воспитанники групп дошкольного возраста от 3 до 6 лет, а также законные представители воспитанников.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации. Использование разнообразных форм и методов дает воспитателю дошкольного образования возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, методами которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка.Это комплексные тематические занятия,  сюжетно-ролевые, дидактические игры, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, решение проблемных  ситуаций, возникающих в сказках и  реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,  развлечения, конкурсы, викторины  и др.

Ввести дошкольника в мир экономики необходимо. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит область экономики самостоятельно, но, вместе с педагогическими работниками и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

         Дошкольникам нужно помочь в освоении элементарной финансовой грамотности. Если у ребенка, например, не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр.

         Важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Как часто можно наблюдать, что отдавая утром маленького ребенка в группу, родители обещают вернуться вечером с игрушкой, конфеткой и т.п. Они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Пройдет всего лишь год, два и ребенок уже сам начнет заказывать, что именно ему нужно будет приобрести.

Много раз приходиться наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крик и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта история. Одним родителям приходится «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в дошкольном учреждении, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют каждого родителя.

         Таким образом, повседневная жизнь дошкольника, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в учреждении дошкольного образования сформируют тот опыт, который станет основой для дальнейшей работы по экономическому образованию.

         Будем растить маленьких экономистов вместе!

 

To Top ↑